В настоящее время между РФ и Украиной ведутся переговоры о возможности создания консорциума для управления украинской газотранспортной системой. Не исключено, что взамен на удешевление газа с 400 до 280 долларов за тысячу кубометров Украина согласится отдать 50% управления ГТС российской стороне.
Вследствие дороговизны «голубого топлива» Украина сократила объемы его потребления на 8%, а импорт — на 25%. Частично дефицит энергоресурсов удалось компенсировать за счет переоборудования ТЭЦ под использование угля.
Тем не менее, это не спасло ситуацию и на фоне общего ухудшения состояния дел в украинской экономике официальный Киев принял решение о переговорах с РФ по вопросу управления ГТС. Так, к исходу 2012 года наблюдалось сокращение ВВП Украины на 1,2% и падение торгового баланса. Картину дополняет дефицит текущего счета в 4,4 млрд долларов. Тают на глазах золотовалютные резервы — с июля 2012 года по январь 2013 года они уменьшились до 24,5 млрд долларов или на 35%.
Кроме того, Украина завязла во внешних долгах. МВФ требует выплаты 6 млрд долларов долга в 2013 году, другие кредиторы — еще 3 млрд долларов. Не стоит забывать и о предъявленном «Нафтогазу Украины» счете «Газпрома» на 7 млрд долларов.
Позавчера представители МВФ посетили Украину и остались недовольны результатами визита. Предоставление очередного транша в 15 млрд долларов возможно только взамен на повышение внутренних цен для населения на 30%, в том числе и на газ. Украинские власти, рейтинг которых среди населения страны и без того шаткий, не решились предпринять эти непопулярные меры.
Теперь становится понятным, почему Украина все-таки решила договориться с РФ ценой ГТС — у Киева попросту нет иного выхода. Для России же контроль над украинской ГТС означает беспроблемные поставки газа на территорию Евросоюза. Не исключено, что в таких условиях «Газпром» мог бы приостановить строительство «Южного потока», чтобы сэкономить средства.